Мировоззрение эпохи модерна

Мировоззрение эпохи модерна

Мировоззрение эпохи модерна. Эпоха индустриального общества, характеризующаяся бурным развитием экономики и промышленности с упором на производство и урбанизацию, имела разные временные границы для разных стран. Например, Англия вступила на этот путь еще в конце XVII – начале XVIII веков, в России необходимые условия сформировались лишь к концу XIX века. В целом об эпохе индустриального общества, наступившей после падения феодализма, можно говорить, начиная с XX века.

Для западноевропейских стран, которые встали на путь капиталистического развития, основной упор в этот период делается на частную собственность как основную форму производственной деятельности. Восточная Европа, страны Азии и Россия избирают иной путь развития, при котором основная собственность находится в руках государства, выступающего монополистом на внутреннем рынке производства. В последствие такая форма социально-экономического развития получает название социалистической. Несмотря на все различия в плане экономики, производства и социальной политики этих двух лагерей, в плане мировоззрения вся эпоха индустриального общества XX века представляет собой единую эпоху модерна (термин появился позднее).

Рассмотрим несколько основных положений философии модерна.

Мировоззрение эпохи модерна
Мировоззрение эпохи модерна

1. Развитие мира носит линейный характер.

В эпоху модерна было принято считать, что разные страны проходят в своем развитии одни и те же этапы. Некоторые страны вырвались вперед (таковыми считали себя Америка и страны Европы), другие отстали в своем развитии и нуждались в помощи со стороны первых. Такой подход способствовал развитию империализма, колониальных и неоколониальных идей.

Предполагалось, что отсталые страны (а это, прежде всего, страны Африки и Латинской Америки) должны отказаться от своей  культуры и приобщиться к прогрессивной культуре Европы. Экономика таких государств также должна находиться под контролем более развитых стран, поэтому метрополия жестко контролирует рынок сбыта своих колоний, заполняя его продукцией западного и американского производства.

В СССР эта модель имела свои особенности. Был создан миф о «великом русском народе», который должен объединить и сплотить народы Кавказа, соседних азиатских стран, а также примирить внутри страны представителей различных народностей.

2. Вера в прогресс.

Философия модерна по-своему трактовала понятие прогресса. Считалось, что все человечество, развиваясь от этапа к этапу, проходит по пути прогресса. Новое, более современное приходит на место старого, отжившего, и это новое априори считается лучшим. Такой подход был актуален во всех сферах общественной жизни. В культуре это проявляется тем, что разрушаются памятники предыдущих эпох. В частной жизни – желанием следовать моде, которая все время преподносит что-нибудь новенькое. Люди избавляются от старой мебели и предметов интерьера, заменяя их последними новинками, которые через некоторое время также будут заменены на более современные и передовые. Конфликт отцов и детей эпоха модерна ставит особенно остро – каждое молодое поколение создает свои субкультуры, которые не находят понимания у старшего поколения.

3. Достижимость «светлого будущего».

Считалось, что прогресс и социально-экономическое развитие неизбежно ведут общество к «светлому будущему», наступление которого решит все стоящие перед человечеством проблемы и откроет каждому дорогу к счастью. Эта идея культивировалась, прежде всего, государством. В массовое сознание вводились идеи подобного рода: пусть сегодня у нас не все гладко и существует немало социальных, политических, экономических и культурных проблем, все они будут решены в будущем, ради которого можно потерпеть; необходимо поработать на будущее счастье, прежде всего на будущее своих детей.

Такой образ мышления был характерен не только для Советского союза, но и для развитых буржуазных стран. Ущемление себя сегодня ради сытой и счастливой жизни завтра – такой девиз был руководством к действию для европейцев и американцев, точно также как и для советских граждан.

4. Познаваемость мира.

Помимо веры в прогресс и «светлое будущее» эпоха модерна возлагала большие надежды на современную науку. Считалось, что все тайны бытия, во-первых, можно разгадать, а, во-вторых, со дня на день непременно так и произойдет. Наука сможет решить все проблемы, стоящие перед человеком: ее достижения создадут оптимальные условия для комфортной жизни, не останется болезней, которые считаются неизлечимыми.

Особый статус приобретает ученый-практик, который дает прямые рекомендации по немедленному улучшению жизни.

5. Миром возможно управлять.

Философия модерна культивировала идею об управляемости мира. Исходя из того, что мир познаваем, делался вывод о возможности управления жизнью посредством открытых научных закономерностей. Выяснив, какие принципы лежат в основе жизни и развития общества, можно создать универсальную модель жизни для любого человека.

Знаковым моментом в эпоху модерна является изобретение конвейера. Стремление поставить производство на поток, наполнить рынок однотипными, но необходимыми и оптимальными продуктами, – все это принуждало человека подстраиваться под навязываемые ему модели всеобщего счастья. В связи с этим усиливается роль государства, как субъекта, контролирующего данный процесс.

Например, в СССР шла целенаправленная борьба за универсальность следующим образом. Любое отклонение от принятой нормы, будь то длинные волосы, одежда на западный манер или увлечение иностранной рок-музыкой, осуждалось и жестоко пресекалось. Работой с такими подростками (а стремилась к индивидуальности, прежде всего, молодежь) занималась школа и различные общественные организации.

6. Стремление к единообразию.

Массовое промышленное производство эпохи индустриального общества создавало модель мышления, в основе которой лежит мысль об универсальности. Так, считалось, что национальная самобытная культура является пережитками прошлого и свидетельством отсталости народа. Впоследствии должна быть создана единая общемировая универсальная культура. Эта тенденция лежит в основе стремления сделать английский язык мировым, эталонным.

Многие языки в эпоху модерна подвергаются настоящей атаке: словарный состав не просто пополняется неологизмами, пришедшими из английского языка, но происходят множественные заимствования английских слов и выражений в чистом виде, без перевода. В пределах Советского союза главным языком объявляется русский, что вынуждает представителей малых народов владеть русским в таком же совершенстве, как и родным языком.

Мировоззрение эпохи модерна
Мировоззрение эпохи модерна

В целом, тенденция единообразия проявилась как стремление к глобализации и выработке универсальных моделей во всех сферах жизни человека: единые стандарты производства продуктов, нормы поведения, мода на одежду, мебель, музыку и др.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *