Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Психология творчества / Психология искусства / Миф о Нарциссе в искусстве античности и средневековья


Психология искусства

Миф о Нарциссе в искусстве античности и средневековья

Нарцисс.  Дом Диониса. Конец II в. н.э.  Пафос, Археологический паркПо мнению К.Юнга, было бы неправильно утверждать, что поэт или художник, обратившийся к мифологическому наследию, чтобы подыскать выражение для своего переживания, просто работает с этим материалом, доставшимся ему по наследству. На самом деле он творит, исходя из первопереживания, которое нуждается в мифологических образах, чтобы хоть как-то  выразить себя через них, чтобы автору удалось хотя бы  отдаленно передать то, что ему привиделось.

Конечно, вопрос о мифологическом наследии не поднимается в тот период истории искусства, когда создание мифов и их зрительных воплощений происходило почти параллельно, а именно в истории искусства античности. В эпоху античности изобразительное искусство наиболее полно отражает непосредственное содержание мифа о Нарциссе. Художники еще связывают  в своем восприятии возникновение этого мифа с характерной для первобытной магии боязнью древнего человека увидеть свое отражение. Это происходит неосознанно, и Нарцисс в ранних работах на эту тему предстает перед зрителем до момента встречи с собственным отражением, процесс взгляда не запечатлен. Нет ощущения тревоги и напряжения, ни малейшего намека на дальнейшую участь героя.

В эпоху средневековья мифологические мотивы почти не встречались ни в живописи, ни в других видах искусства. Соответственно говорить о воплощении мифа о Нарциссе в этот период не приходится. Это связано, прежде всего, с религиозным мировоззрением, малейшее отклонение от которого жестоко каралось силами инквизиции.

Нарцисс.  Фреска из дома Троянского алтаря.  Второй стиль. Ок. 80—20 гг. до н. э.  Помпеи, Дом Троянского алтаря.Кроме того, символическая трактовка  непосредственно образа нарцисса как цветка была максимально приближена к восприятию цветка лилии. Это связано с внешним сходством цветов (форма, подобная скипетру, белый цвет), которые к тому же издавали похожие приятные ароматы. А лилия в христианстве представляет собой символ чистой девственной любви и часто изображается на полотнах, посвященных Деве Марии. Еще одной биологической особенностью лилий, которая переносилась на нарциссы, является то, что змеи сторонятся этих цветов, чей запах слишком резок для их чувствительного восприятия. Нетрудно провести параллель между образом змеи и библейского змея-искусителя, тогда становится понятным трепетное, почти благоговейное отношение к цветам лилии и нарцисса, что практически исключало их изображение вне религиозного контекста.

В следующей статье мы рассмотрим воплощение мифа о Нарциссе в искусстве эпохи Возрождения и Барокко.

 
Поделись статьей с друзьями!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика