Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Психология творчества / Психология искусства / Проявление архетипов в мифе о Нарциссе


Психология искусства

Проявление архетипов в мифе о Нарциссе

Елена ОстровскаяАрхетипы в Мифе о Нарциссе

Наряду с З.Фрейдом, основоположником теории психоанализа, существенный вклад в понимание бессознательных психических процессов, происходящих в человеке, внес создатель школы «аналитической психологии» К.Г.Юнг.

Большинство проблем, к которым обращался К.Юнг, связаны с механизмами развития культуры: соотношение мышления и культуры, пути развития культур на Востоке и Западе, роль генетически унаследованного в культурно-историческом процессе и анализ явлений мистики в культуре (мифов, сказок, преданий, сновидений). К.Юнгу принадлежит высказывание о том, что человек без мифологии становится продуктом статистики.

Главный предмет исследования для Юнга – бессознательное, ибо от того, какие отношения сложатся между ним и сознанием, зависит здоровье или болезнь, успех или неуспех построения личности. Сознание же интересует Юнга лишь постольку, поскольку оно в состоянии найти правильную позицию в общении с бессознательным

Ключевым понятием в учении К.Юнга стало понятие «архетипа», своеобразной «праформы» коллективного бессознательного, во многом определяющей процесс творчества. Сознание человека может быть одержимым содержаниями бессознательного, архетипами, не отдавая себе отчета в этой одержимости.

Архетипы воздействуют на отдельные группы людей, будь то общественное объединение или целая нация. Общественные комплексы архетипического характера проявляются в истории человечества. И если личные комплексы могут породить лишь пагубное пристрастие к чему-либо, то архетипы дают жизнь мифам, религиям и философским концепциям, способным влиять на целые народы и разделяющим исторические эпохи.

Содержание бессознательного как система архетипов ассимилируется сознанием лишь в символических формах, т.е. в том виде, в каком оно предстаёт в сновидениях, фантазии, творчестве и традиционных мифологических образах.

При анализе мифа о Нарциссе мы можем выявить в его содержании большинство основных, названных Юнгом, архетипов. Это архетип Тени, архетип Старого Мудреца или Мага, архетип Анимы, архетип Матери и архетип Трансформации.

Архетип Мага

Архетип Мага является архетипом смысла, подобно тому, как Анима представляет собой архетип жизни. Его появление сопровождается страхом и деморализацией. Старый Мудрец представляет собой знание, познание, размышление, мудрость, ум и интуицию, а также такие моральные качества, как доброжелательность и готовность помочь. Однако Маг может быть и своей противоположностью: как оживляющим, так и убийцей. Уже само противопоставление чёрной и белой магии указывает на двусмысленный характер этого архетипа. Так в мифе о Нарциссе этот архетип представлен образом слепого прорицателя Тиресия, который предвидел судьбу Нарцисса и предупредил его мать, что тот погибнет, если познает себя. Однако сама слепота Тиресия, которой он был наказан, указывает на трагичность его знаний, неизбежность и неизменность пророчества.

Архетип Тени

Архетипом Тени Юнг назвал те аспекты подсознания, которые принадлежат преимущественно к сфере личностных переживаний и могли бы быть осознаны человеком. К переживанию Тени подойти чрезвычайно трудно, т.к. уже не человек в его целостности оказывается на первом плане. Тень постоянно напоминает человеку о его бессилии и беспомощности, указывая на те качества и импульсы, на которые человек предпочитает смотреть сквозь пальцы. Тень можно охарактеризовать как «другую сторону» самого себя, которая обычно содержит ценности, необходимые сознанию, но форма, в которую они облечены, затрудняет их использование. Одним из наиболее распространенных символов Тени является зеркало или водная поверхность. Можно сказать, что, погрузившись в изучение собственной Тени, Нарцисс растворился в ней, не сумев воспринять предложенную ему  информацию.

Архетип Анимы

Архетип Анимы характеризуется как жизнь под сознанием, которое не в состоянии её интегрировать, напротив, оно само всегда проистекает из жизни. Анима, желая жизни, желает и добра и зла, заставляет верить в светлое и доброе, а это первобытное состояние, которое проявляется задолго до всех возможных противопоставлений морали и эстетики. В мифе о Нарциссе архетип Анимы явлен образом нимфы Эхо, которая, повторяя слова Нарцисса, стала проводником его мыслей и могла его спасти, если бы он ее полюбил, если бы прислушался к ней (а значит – к себе). Если игнорировать Аниму, то результат может быть плачевным: от невозможности самореализации до буквальной гибели, что мы и наблюдаем в мифе о Нарциссе.

Суть архетипа Матери состоит из объединения всего материнского: мудрость, магический авторитет, родительница, нечто потаенное и благостное, мир мертвых, нечто возбуждающее страх и неизбежное. Основную противоречивость этих свойств Юнг сформулировал в виде оппозиции любящей и устрашающей матери. В указанных характеристиках можно узнать некоторые качества Анимы. И действительно, в истории с Нарциссом архетипы Матери и Анимы переплетаются в своих функциях.

Кроме того, архетип Матери в данном случае тесно связан с архетипом Тени: оба они явлены водной поверхностью, и тогда смерть Нарцисса воспринимается как возвращение в материнское лоно, а если вспомнить, что отцом Нарцисса был речной бог Кефис, то погружение в реку можно в полном смысле представить себе как возвращение к первоисточнику, к обоим родителям, явленным единым целым.

Архетип Трансформации

И, наконец, архетип Трансформации, который отличается от предыдущих тем, что является своеобразным процессом, не персонифицирован, представлен процессом перерождения, превращения Нарцисса в цветок. Стоит отметить, что трансформация может быть выражена как развитием, так и деградацией, но все же в большинстве случаев архетип Трансформации указывает на возможности роста. В случае с Нарциссом сложно сказать, какая тенденция преобладает. С одной стороны, его смерть несомненна и трагедия очевидна. Но если смотреть иначе, то превращение Нарцисса в цветок может быть воспринято как путь к бессмертию. Не случайно в Китае цветок нарцисса называют «водный и бессмертный» и связывают с символикой Нового года, а на Западе часто рассматривается как символ весны, ведь увядая летом и проводя зиму под землей, весенней порой нарцисс «воскресает».

Интересно, что в контексте тантрической традиции миф о Нарциссе может быть интерпретирован как постижение великой пустоты небытия. И тогда растворение в собственном отражении может быть воспринято как завершение великого пути.

Таким образом, миф о Нарциссе иллюстрирует проявление основных архетипов, однако наибольшее внимание в нем уделяется архетипу Трансформации, архетипу Тени и архетипу Анимы.

 
Поделись статьей с друзьями!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика