Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Психология творчества / Психология искусства / «Мастер и Маргарита»: несколько интересных фактов


Психология искусства

«Мастер и Маргарита»: несколько интересных фактов

Одним из самых неоднозначных философско-мистических литературных произведений современности является роман «Мастер и Маргарита», написанный Михаилом Булгаковым около 100 лет назад. Тысячи ученых защитили диссертации, пытаясь расшифровать загадку «романа в романе», но так и не сумели приблизиться к ней, ни на йоту. Десятки лингвистов пытались угадать, кто скрывается под маской Воланда и Маргариты, существует даже гипотеза, что это Ленин и Елена Булгакова. Не менее интересной является личность Мастера – большинство «булгаковедов» склоняется к мысли, что речь идет о самом Михаиле Афанасьевиче. Но люди, хорошо знавшие его при жизни, утверждают, что писатель был настолько скромен, что не стал бы себя отождествлять с главным героем романа, поэтому считают, что под этой «личиной» автор скрывается Максим Горький, который был в те годы приближен к правящей партии. Какая из версий является правильной, наверное, нам уже не угадать, поэтому остается только наслаждаться великолепно написанным шедевром.

Кстати, мало кто знает, что первая редакция романа, фото и картинки к которой сохранились в архивах, содержала более детальное описание Воланда. Оно занимало чуть больше 15 страниц, написанных от руки, а первая глава «ершалаимского» сюжета содержала не знакомство Иешуа и Понтия, а описание суда Синедриона, на котором осудили Иешуа. Эта редакция имела название «Сатана», но после того, как писателю позвонил лично Сталин, беседовавший с ним не менее 20 минут, Булгаков изменил название на знакомое всему миру «Мастер и Маргарита». Имя главного героя – Воланда, также было изменено, поскольку в первоисточниках оно звучало, как Астарот. Но в связи с тем, что имя Астарот ассоциируется с вполне конкретным демоном низшего порядка, не имеющим ничего общего с Сатаной и не обладающим и половиной его могущества, Булгаков, после нескольких замечаний со стороны друзей-литераторов, изменил его на более подходящее по смыслу.

Между прочим, «отец народов», который приложил немало усилий к тому, чтобы все писатели думали «под одну копирку» и личным приказом отправил немало инакомыслящих «на Севера», оценил талант Михаила Афанасьевича, поэтому ни его, ни его семью так и не коснулась репрессивная «машина» 1937-1939 годов. Причем, заслуга принадлежит исключительно писательскому гению Булгакова, поскольку ни один расшифрованный архив КГБ, ни засекреченные данные не содержат каких-либо сведений относительно того, что автор сотрудничал с государственными карательными органами.

Да, Булгакову удалось сделать буквально невозможное – создать культовое литературное произведение, будоражащее умы и души миллионов людей во всем мире. Несмотря на то, что роману скоро исполнится 100 лет, оно и сегодня не вызывает однозначной реакции. Так, например, его боятся актеры, считая, что сниматься в этом фильме или играть в постановке, равносильно самоубийству, а поклонники всего мистического до сих пор собираются по ул.Большая Садовая, 10, или заказывают экскурсии по самым мистическим местам ночной Москвы. И так будет продолжаться вечно, ведь вопросы, которые поднимает автор в своем романе, интересуют человечество столько, сколько оно существует на планете Земля.

 
Поделись статьей с друзьями!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика