Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Психология творчества / Психология искусства / Ответственность художника перед собой и зрителем


Психология искусства

Ответственность художника перед собой и зрителем

Елена Островская

Ответственность художника перед собой и зрителем Однажды Лейбниц пришёл к художнику Рембрандту и застал его за творческим процессом. Рембрандт, накладывая краски на холст, сказал о том, что он с каждым мазком накладывает на полотно не только краски, но запечатлевает свои мысли, чувства, своё состояние, помня о том, что потом они будут воздействовать с полотна на зрителя.

Искусство, художник и зритель как основополагающие понятия в системе эстетических школ и учений всегда представляли интерес для исследователей. Со времён античности и до наших дней философы, искусствоведы, критики, не обходили своим вниманием проблему зрителя в искусстве, его роль и значение для художника, процесса восприятия художественного произведения, механизмов их интерпретации зрителем.

Споры о том, насколько важна для художника оценка зрителем его произведения и важна ли вообще; что такое «чистое» искусство и нуждается ли оно в зрителе, свойственны были теоретикам искусства всегда, но особенно ярко они проявлялись в конце XIX – начале XX века. Поскольку процесс восприятия искусства очень сложен, дать исчерпывающий ответ на многие вопросы, связанные с художественной рецепцией, не могут даже самые емкие теории интерпретации.

Сегодня популярна концепция рецептивной эстетики, не исключающая вариативность смысла произведения. В данной трактовке произведение не равно само себе, его смысл изменчив в истории благодаря «диалогу» текста и читателя. Но при этом нельзя забывать, что не всякое прочтение текста при восприятии искусства аутентично. В тексте содержится устойчивый набор смыслов и ценностных ориентаций. Широкая вариативность трактовок текста обеспечивает подвижное, но не произвольное прочтение смысла, изменяющееся в зависимости от многих факторов восприятия. Как художественное творчество, так и художественное восприятие обусловлены социально-историческими предпосылками.

Художественное восприятие представляет собой взаимоотношение произведения искусства и зрителя, которое зависит от субъективных особенностей последнего и объективных свойств художественного текста, от художественной традиции и семиотической ограниченности, равно присущей как автору, так и зрителю.

Формирование представлений о зрителе и искусстве как результате существования и разрешения индивидуальных, личностных отношений и конфликтов, как художника, так и зрителя, привели к пересмотру традиционных взглядов на соотношение зритель-художник. Формалисты ставили в центр своего понимания художественную форму, исходя при этом из того утверждения, что если разрушить форму художественного произведения, оно потеряет своё эстетическое действие. Это утверждение приводило формалистов в свою очередь к мысли о том, что вся сила произведения искусства связана, прежде всего, с формой, в которую оно заключено. Искусство стало восприниматься как прием, который сам себе служит целью.

Новые исследователи увидели игру художественных форм там, где до них восхищались сложностью мысли. В творчестве формалистов проблема зрителя и искусства напрямую была связана с главной проблемой: проблемой формы и способов восприятия художественного произведения зрителем.

Однако идеальному образу не свойственна определенная законченность художественного образа. Идеальный образ возникает и развивается взаимодействием созидательных и фиксирующих начал творческого процесса.

Талант должен быть способен к непрерывному созиданию, расширению и углублению содержания и к его оформлению в материале искусства. Выявляя содержание, форма фиксирует его. В опоре на форму продолжается дальнейшее творчество. Таким образом, речь всегда идет развивающих и дополняющих друг друга процессах одновременного воплощения идеи и создания формы, когда одно без другого теряет всякий смысл.

Формирование представлений об искусстве как самоцели, отношение к искусству как самоценности возникло под влиянием позитивизма, провозглашенного Огюстом Контом вершиной интеллектуальной эволюции человека, и интуитивизма, представленного Анри Бергсоном, утверждающим интуицию ведущим, ничем не ограниченным способом проникновения в тайны мира.

Основополагающие позиции «чистого искусства» – самоценность и самоцельность художественного творчества, элитарность художника, эстетическая интуиция как единственная возможность понять замысел жизни, единое движение, связывающее мнения между собою и дающее им смысл, непредвиденность творческого процесса - обусловили использование интуитивистской эстетики и теории «чистого искусства» в обосновании формальных поисков в искусстве.

Таким образом, ответственность художника представляет собой относительное понятие и формируется, прежде всего, исходя из личных ценностных представлений художника. Зритель же в процессе восприятия искусства приписывает художнику и его произведению собственное мировоззрение, что в каждом отдельном случае оставляет пространство для вольных интерпретаций. Однако можно отметить, что ответственность художника за качество и содержание своих творений очень высока, и последствия его влияния на последующие поколения зачастую непредсказуемы.

 
Поделись статьей с друзьями!

Комментарии  

 
+8 #1 Петр 17.01.2012 14:20
Не совсем понятен адресат подобных "текстов".
Собственно, если учесть тот факт, что речь идет о чувственном и непостижимом, то, на мой взгляд, способ подачи "информации" совершенно не соответствует оным. И отторгает не предвзятого читателя даже не столько зауморубленност ь лексики, сколько отсутствие самого "автора", не удосужевшегося добавить чуть более абзацев для удобоваримости решившему постигнуть сие откровение.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика