Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Психология творчества / Психология искусства / Любовь как ценность в творчестве А.П.Мочалова


Психология искусства

Любовь как ценность в творчестве А.П.Мочалова

Елена Островская

Грехопадение 1Александр Мочалов – художник ярко выраженного индивидуального стиля, рождающего с помощью обычных средств художественного языка новую художественную реальность. Эта реальность представляется внутренней, познаваемой и открываемой интуитивно, спонтанно, подчиненной законам чувств более, чем законам разума. Она сложнее реальности внешней, воспроизводимой натуралистически-подражательно, легко определяемой неискушенным взглядом.

Во всех произведениях Александра Петровича Мочалова можно выделить одну глубинную составляющую, без которой немыслимо его творчество, как немыслимо отношение к жизни, - это любовь. Сущность любви раскрывается во всех ее гранях и преломлениях: через любовь мужчины и женщины, ребенка и родителей; через любовь к родине и к природе; через принятие и переосмысление литературных произведений во всей многогранности  жизни их персонажей…

Выражая себя в творчестве, «разматывая себя», художник никогда не знает до конца, что получится в процессе работы, но остро чувствует, когда делает не то, что от него требуется. Интуитивное восприятие истины, умение заглянуть за грань сознания вынуждают порой снова и снова переписывать картину, пока не будет достигнуто ощущение правды, цельности и любви в работе.

Изучение творчества, творческого процесса, немыслимо без познания личности творца. Выражение любви во всем его творчестве является своего рода благодарностью художника за все те подарки судьбы, которыми он был награжден не всегда, по его мнению, заслуженно. Принято считать, что художник, наделенный способностью видеть отстраненно, как наблюдатель, обречен на одиночество, на постоянное непонимание современниками, на отсутствие полноценной семьи.

Грехопадение 2А.П. Мочалова семья всегда понимала и поддерживала. Его жена, Людмила Суворова, тоже принадлежит к числу людей, отмеченных особой творческой одаренностью. Она пишет стихи и многие из них посвящены мужу и его творчеству. Мочалов, в свою очередь, часто изображает на своих полотнах свою жену и дочь. Иногда это  портреты близких, иногда – лишь отдаленно узнаваемые черты в безымянных персонажах. Дочь художника, Александра, пошла по стопам отца. Её работы уже неоднократно выставлялись на различных площадках города Кирова в составе молодежных выставок. «Чтобы воспитать Человека, необходимо, прежде всего, Быть им», - говорит художник о воспитании.

Именно поддержка семьи, ощущение крепкого тыла, где его всегда ждут и понимают, вдохновляют  и подпитывают, позволяет ему говорить о любви как об основе нравственных ценностей человека. Темы семьи, взаимоотношений мужчины и женщины, раскрываются в работах «Оранжевый халат», «Грехопадение 1», «Грехопадение 2».

Говоря о мужчине и женщине, Мочалов не стремится подчеркнуть их разность, но, напротив, ищет то общее, что их связывает. Не случайно в работы «Грехопадение 1», «Грехопадение 2» автор вводит изображение яблока, которое, являясь знаком грехопадения, в то же время говорит о единстве мужчины и женщины, о невозможности существования их друг без друга. Яблоко выступает символом цельности, глубокого внутреннего родства, через которое воспринимается сущность любви.

Оранжевый халатИзображение круга давно играет большую роль в живописи и, по мнению К. Юнга, является символом психики в её целостности. Если же круг вписан в квадрат (так называемое алхимическое понятие квадратуры круга), что было характерно для алхимических произведений средних веков, то это указывает на достижение гармонии противоположностей: духовного и телесного, бессознательного и сознательного, мужчины и женщины. Интересно, что в работах Мочалова  квадрат и круг представлены объемными фигурами: яблоко и куб. Кроме того, мужчина и женщина помещены внутрь кубов. Таким образом, ощущение единства мужчины и женщины достигается через символическое изображение целостности психики. Однако не все так однозначно.

В подвальчикеЯблоко напоминает нам историю грехопадения Адама и Евы, которое в корне изменило жизнь человечества. И вот уже в процессе единения мужчины и женщины появляется ребенок, еще крепче связывая их незримыми узами. В работе «Оранжевый халат» художник изобразил себя и свою семью. Мы видим женщину, которая держит на руках младенца, и мужчину опекающего, оберегающего их. Эффект особой хрупкости женщины и ребенка достигается за счет того, что они изображены обнаженными. Акцент при этом перемещен на одежду мужчины – оранжевый халат. Это своего рода отвлекающий маневр, который позволяет женщине стыдливо спрятать лицо. Сцена кажется будто подсмотренной из-за случайно приоткрывшейся двери. Работа наполнена гармонией и внутренним светом, дышит каким-то неизъяснимым покоем и теплотой, передает сущность любви во всей ее целостности. Но вместе с тем оранжевый цвет и скрещенные ноги женщины передают чувство тревожности, возможной недолговечности этого трепетного счастья. И необходимо прилагать усилия, чтобы его сохранить.

Полет МаргаритыВзаимосвязь квадратных форм и острых углов в противопоставление яркого круга настольной лампы прослеживается в картине «В подвальчике». Круг здесь не только объединяет мужчину и женщину, Мастера и Маргариту, но и символизирует творческий процесс, развитие человека через искусство. Мочалов неоднократно обращался к изображению литературных персонажей, однако его герои неизбежно отличаются от героев литературных произведений. Помещенные в контекст иной, мочаловской, реальности они начинают жить своей собственной, непредсказуемой жизнью, то есть картины на литературные сюжеты никоим образом не являются иллюстрациями к книгам. Скорее можно сказать, что художник заимствует из книг значимые и узнаваемые образы, которые наполняет собственным содержанием, не изменяя при этом замыслу писателя, но расширяя и углубляя его.

Маргарита в работах Мочалова – это олицетворение женственности во всей её непредсказуемости, целостности и, вместе с тем неразрывной связи с мужчиной. В работе «Полет Маргариты» мы видим не просто женщину на метле под луной, но саму любовь, устремленную все к тому же символу единства – кругу луны. Женщина в этой работе - не застывшее изваяние, но воплощенное движение, стремительное и нежное одновременно. Ценность любви настолько высока, что поощряет любые, даже самые абсурдные её проявления. И снова художник указывает нам, что не все в этой жизни просто и легко достижимо. Стоит остановиться в своем развитии, в развитии и поддержании своих чувств, и можно в одночасье все потерять.

Мастеру и Маргарите пришлось проделать нелегкий путь от неслучайной встречи, символом которой стали желтые цветы, до достижения полного единства, слияния друг с другом, в котором они все-таки не утратили своей индивидуальности.

 
Поделись статьей с друзьями!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика