Психология искусства

Любовь как ценность в творчестве А.П.Мочалова

Елена Островская Александр Мочалов – художник ярко выраженного индивидуального стиля, рождающего с помощью обычных средств художественного языка новую художественную реальность. Эта реальность представляется внутренней, познаваемой и открываемой интуитивно, спонтанно, подчиненной законам чувств более, чем законам разума. Она сложнее реальности внешней, воспроизводимой натуралистически-подражательно, легко определяемой неискушенным взглядом. Во всех произведениях Александра Петровича Мочалова можно выделить одну …

Любовь как ценность в творчестве А.П.Мочалова Читать полностью »

Совмещение высокого и низкого в творчестве И. Бродского

Елена Островская Характерной особенностью творчества И. Бродского является ниспровержение авторитетов, обращение к высоким образам в контексте «низкого» и даже унижающего быта. Сочетая в своих произведениях несовместимые понятия, используя одновременно высокохудожественный литературный язык и просторечные жаргонные выражения, в том числе, ненормативную лексику, Бродский показывает абсурдность социальной обстановки в которой он был вынужден существовать, столкновение интересов личности …

Совмещение высокого и низкого в творчестве И. Бродского Читать полностью »

Миф о Нарциссе в искусстве античности и средневековья

По мнению К.Юнга, было бы неправильно утверждать, что поэт или художник, обратившийся к мифологическому наследию, чтобы подыскать выражение для своего переживания, просто работает с этим материалом, доставшимся ему по наследству. На самом деле он творит, исходя из первопереживания, которое нуждается в мифологических образах, чтобы хоть как-то  выразить себя через них, чтобы автору удалось хотя бы …

Миф о Нарциссе в искусстве античности и средневековья Читать полностью »

Миф о Нарциссе в творчестве И. Бродского

Елена Островская Для современной культуры характерно обращение к мифологическим образам, в том числе, в процессе создания произведений искусства. Это связано, прежде всего, с усложнением картины мира, когда попытки самоопределения в быстроменяющихся условиях подталкивают к поиску смыслов в мировоззрении древних народов, что и способствовало возникновению неомифологизма. Этот процесс усугубился философской деятельностью постмодернистов и провозглашением принципа интертекстуальности. …

Миф о Нарциссе в творчестве И. Бродского Читать полностью »

Миф о Нарциссе в искусстве эпохи Возрождения и Барокко

Елена Островская Как это ни странно, но обращение к сюжету мифа о Нарциссе в эпоху Возрождения в изобразительном искусстве весьма незначительно. Возможно, это связано с тем, что этот миф не относится к числу самых распространенных в древнегреческой мифологии и потому не вызывает особого интереса среди художников.Одна из работ искусства эпохи Возрождения, затрагивающая тему мифа о …

Миф о Нарциссе в искусстве эпохи Возрождения и Барокко Читать полностью »

Шедевры живописи, в которых скрыты тайные послания

Известно ли вам, что многие шедевры живописи несут в себе тайные послания от своих создателей? Вот лишь некоторые картины, в которых современным ученым удалось разгадать скрытые знаки. «Джоконда». Это известное всему миру полотно притягивает почитателей искусства завораживающей улыбкой красавицы, изображенной на картине. Однако, если внимательно, с помощью микроскопа, вглядеться в глаза Моны Лизы, в них …

Шедевры живописи, в которых скрыты тайные послания Читать полностью »

Архетип пира в рассказах Владимира Сорокина

Елена Островская Архетип пира уходит своими корнями в далекое прошлое. Можно сказать, что пир появился одновременно с первым человеческим сообществом, в первобытном мире, и каждая эпоха вносила свои изменения в понимание этого явления. В Древней Греции пир как праздник изобилия противостоял обыденности, позволял достичь общности и соприкоснуться с миром божественного (например, мистерии в честь бога …

Архетип пира в рассказах Владимира Сорокина Читать полностью »

Ответственность художника перед собой и зрителем

Елена Островская Однажды Лейбниц пришёл к художнику Рембрандту и застал его за творческим процессом. Рембрандт, накладывая краски на холст, сказал о том, что он с каждым мазком накладывает на полотно не только краски, но запечатлевает свои мысли, чувства, своё состояние, помня о том, что потом они будут воздействовать с полотна на зрителя. Искусство, художник и …

Ответственность художника перед собой и зрителем Читать полностью »

Проявление архетипов в мифе о Нарциссе

Елена Островская Наряду с З.Фрейдом, основоположником теории психоанализа, существенный вклад в понимание бессознательных психических процессов, происходящих в человеке, внес создатель школы «аналитической психологии» К.Г.Юнг. Большинство проблем, к которым обращался К.Юнг, связаны с механизмами развития культуры: соотношение мышления и культуры, пути развития культур на Востоке и Западе, роль генетически унаследованного в культурно-историческом процессе и анализ явлений …

Проявление архетипов в мифе о Нарциссе Читать полностью »

«Мастер и Маргарита»: несколько интересных фактов

Одним из самых неоднозначных философско-мистических литературных произведений современности является роман «Мастер и Маргарита», написанный Михаилом Булгаковым около 100 лет назад. Тысячи ученых защитили диссертации, пытаясь расшифровать загадку «романа в романе», но так и не сумели приблизиться к ней, ни на йоту. Десятки лингвистов пытались угадать, кто скрывается под маской Воланда и Маргариты, существует даже гипотеза, …

«Мастер и Маргарита»: несколько интересных фактов Читать полностью »