Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Психология творчества / Психология искусства


Психология искусства
«Мастер и Маргарита»: несколько интересных фактов

Одним из самых неоднозначных философско-мистических литературных произведений современности является роман «Мастер и Маргарита», написанный Михаилом Булгаковым около 100 лет назад. Тысячи ученых защитили диссертации, пытаясь расшифровать загадку «романа в романе», но так и не сумели приблизиться к ней, ни на йоту. Десятки лингвистов пытались угадать, кто скрывается под маской Воланда и Маргариты, существует даже гипотеза, что это Ленин и Елена Булгакова. Не менее интересной является личность Мастера – большинство «булгаковедов» склоняется к мысли, что речь идет о самом Михаиле Афанасьевиче. Но люди, хорошо знавшие его при жизни, утверждают, что писатель был настолько скромен, что не стал бы себя отождествлять с главным героем романа, поэтому считают, что под этой «личиной» автор скрывается Максим Горький, который был в те годы приближен к правящей партии. Какая из версий является правильной, наверное, нам уже не угадать, поэтому остается только наслаждаться великолепно написанным шедевром.

 
Шедевры живописи, в которых скрыты тайные послания

Мона ЛизаИзвестно ли вам, что многие шедевры живописи несут в себе тайные послания от своих создателей? Вот лишь некоторые картины, в которых современным ученым удалось разгадать скрытые знаки.

 
Миф о Нарциссе в искусстве эпохи Возрождения и Барокко

Елена Островская

Как это ни странно, но обращение к сюжету мифа о Нарциссе в эпоху Возрождения в изобразительном искусстве весьма незначительно. Возможно, это связано с тем, что этот миф не относится к числу самых распространенных в древнегреческой мифологии и потому не вызывает особого интереса среди художников.

 
Миф о Нарциссе в искусстве античности и средневековья

Нарцисс.  Дом Диониса. Конец II в. н.э.  Пафос, Археологический паркПо мнению К.Юнга, было бы неправильно утверждать, что поэт или художник, обратившийся к мифологическому наследию, чтобы подыскать выражение для своего переживания, просто работает с этим материалом, доставшимся ему по наследству. На самом деле он творит, исходя из первопереживания, которое нуждается в мифологических образах, чтобы хоть как-то  выразить себя через них, чтобы автору удалось хотя бы  отдаленно передать то, что ему привиделось.

 
Проявление архетипов в мифе о Нарциссе

Елена ОстровскаяАрхетипы в Мифе о Нарциссе

Наряду с З.Фрейдом, основоположником теории психоанализа, существенный вклад в понимание бессознательных психических процессов, происходящих в человеке, внес создатель школы «аналитической психологии» К.Г.Юнг.

 
Совмещение высокого и низкого в творчестве И. Бродского

Елена Островская

И. БродскийХарактерной особенностью творчества И. Бродского является ниспровержение авторитетов, обращение к высоким образам в контексте «низкого» и даже унижающего быта. Сочетая в своих произведениях несовместимые понятия, используя одновременно высокохудожественный литературный язык и просторечные жаргонные выражения, в том числе, ненормативную лексику, Бродский показывает абсурдность социальной обстановки в которой он был вынужден существовать, столкновение интересов личности и системы, отвергающей все самобытное.

 
Миф о Нарциссе в творчестве И. Бродского

Елена Островская

Миф о Нарциссе в творчестве БродскогоДля современной культуры характерно обращение к мифологическим образам, в том числе, в процессе создания произведений искусства. Это связано, прежде всего, с усложнением картины мира, когда попытки самоопределения в быстроменяющихся условиях подталкивают к поиску смыслов в мировоззрении древних народов, что и способствовало возникновению неомифологизма. Этот процесс усугубился философской деятельностью постмодернистов и провозглашением принципа интертекстуальности.

 
Ответственность художника перед собой и зрителем

Елена Островская

Ответственность художника перед собой и зрителем Однажды Лейбниц пришёл к художнику Рембрандту и застал его за творческим процессом. Рембрандт, накладывая краски на холст, сказал о том, что он с каждым мазком накладывает на полотно не только краски, но запечатлевает свои мысли, чувства, своё состояние, помня о том, что потом они будут воздействовать с полотна на зрителя.

 
Любовь как ценность в творчестве А.П.Мочалова

Елена Островская

Грехопадение 1Александр Мочалов – художник ярко выраженного индивидуального стиля, рождающего с помощью обычных средств художественного языка новую художественную реальность. Эта реальность представляется внутренней, познаваемой и открываемой интуитивно, спонтанно, подчиненной законам чувств более, чем законам разума. Она сложнее реальности внешней, воспроизводимой натуралистически-подражательно, легко определяемой неискушенным взглядом.

Во всех произведениях Александра Петровича Мочалова можно выделить одну глубинную составляющую, без которой немыслимо его творчество, как немыслимо отношение к жизни, - это любовь. Сущность любви раскрывается во всех ее гранях и преломлениях: через любовь мужчины и женщины, ребенка и родителей; через любовь к родине и к природе; через принятие и переосмысление литературных произведений во всей многогранности  жизни их персонажей…

 
Архетип пира в рассказах Владимира Сорокина

Елена Островская

Архетип пираАрхетип пира уходит своими корнями в далекое прошлое. Можно сказать, что пир появился одновременно с первым человеческим сообществом, в первобытном мире, и каждая эпоха вносила свои изменения в понимание этого явления.

В Древней Греции пир как праздник изобилия противостоял обыденности, позволял достичь общности и соприкоснуться с миром божественного (например, мистерии в честь бога Диониса). Масса людей переживала незабываемый мистериальный опыт, что способствовало духовно-нравственному оздоровлению, гармонизации общества. Подобные пиры требовали тщательной подготовки и носили массовый характер.

 




Яндекс.Метрика