Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Психология творчества / Природа креативности / О креативности в современных терминах. Часть 2


Природа креативности

О креативности в современных терминах. Часть 2

О креативности Надежда Калинина

 

Мы продолжаем обзор современных терминов, связанных с креативностью. (Начало смотрите в статье «О креативности в современных терминах. Часть 1»

Большая и малая креативность

Во многих исследованиях по вопросам креативности внима­ние уделяется, прежде всего, высшим достижениям творческой мысли: изобретению новых продуктов, невероятным открытиям, достойных Нобелевской премии. Это ведет к неоправданному су­жению понятия. Иногда различные виды креативнос­ти смешиваются между собой, но они не идентичны друг другу, хотя и имеют много общего. Журналисту, который пишет серию заметок, необходима должная степень креативности. Но эта кре­ативность принципиально другого рода, чем та, кото­рая привела Альберта Энштейна к открытию теории относительности. Поэтому некоторые исследователи, в частности немецкий психолог Матиас Нельке, различают два вида креативности:  «большую» и «малую». «Большая креативность» ведет к изме­нениям основ: открытиям, новым концепциям, пе­реоценкам, новым тенденциям и парадигмам. «Малая креативность» не вносит суще­ственных изменений в то, что уже имеется, – это усовершенствование продуктов, оптимизация ра­боты, изменение алгоритмов действия. В определенном смысле малую креативность можно сопоставить с понятием «инновация», к которому мы обратимся чуть ниже.

Как и в случае с креативностью и творчеством, множество креативных идей вполне могут принад­лежать пограничной, с трудом определяемой облас­ти, но, тем не менее, проводить различие между «большой» и «малой» креативностью вполне целесообразно.

Большие креативные идеи являются результатом интенсивной и длительной, иногда занимающей целую жизнь, напряженной работы над соот­ветствующими материями. Такие идеи могут запол­нить собой всю жизнь человека, они почти не остав­ляют места для других видов деятельности. Необ­ходимым условием здесь является высокая степень концентрации. В этом случае такие стадии креативного процесса, как Информация и Инкубация могут занять годы, десятилетия. Создателями больших идей становятся настоящие эксперты в своем деле; измышления будто большая идея может прийти в голову  абсолют­ному дилетанту, который хо­рошо подумал «поперек» обычного хода размы­шлений или же заглянул в свое подсознание –  чистая иллюзия.

В случае с малой креативностью речь, напротив, идет о тех удачных идеях, которые иногда приходят в голову всем людям, но которые достаточно часто не используются и со временем забываются. Полезные идеи и приемы для повседневности часто остаются без внимания, хотя и могут облегчить нашу жизнь во многих отноше­ниях. Подхватывать эти идеи, способствовать их появ­лению и развивать их – дело чрезвычайно важное, ведь множество маленьких и на первый взгляд незначительных изменений могут в итоге сложиться в солидное открытие.

Выделение большой и малой креативности помогают лучше понять сам креативный процесс. Сама идея, что творчество может начинаться с малого, с повседневных мелочей, снимает устойчивый страх перед ситуациями, когда человек может или должен проявить свою креативность. Все гениальные открытия, все самые талантливые идеи складываются как мозаика из множества небольших идей, мыслей, догадок.

Инновации и креативность

Важно в понимании креативности отличать ее от не менее популярного слова – инновации. Если креативность – это мыслительный процесс, помогающий генерировать идеи, то инновации представляют собой практическое применение, заимствование или адаптацию этих идей. Более того, инновации зачастую есть внедрение уже используемых новых, прогрессивных технологий, обновление техник и технологических процессов. Инновации – это управляемый, целенаправленный  процесс предпринимательской деятельности, связанный с реализацией последних достижений науки, техники и технологий в бизнес-среде. Инновации внедряются в производство в расчете на повышение потребительских свойств продукции и, как следствие, на коммерческий успех. Инновационная деятельность – это тоже вид творческой деятельности, так как даже внедрение чужих идей в конкретную организацию, в конкретное производство требует корректировок, изменений и креативных решений, чтобы достичь максимальной пользы от новой идеи. В инновации особое значение обретает когнитивность – способность освоить опыт внедрения новых идей.

Креативные техники

Креативными техниками можно назвать конкретные приемы и методы, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, созданию новых идей. За продолжительное время изучения проблемы креативности появилось огромное число всевозможных креативных техник. К самым известным из них можно отнести «Мозговой штурм», «Рефрейминг», «Метод шести шляп Э. де Боно» и многие другие. Все креативные техники помогают временно прекратить критический анализ, стимулируют генерацию множества идей, позволяют сосредоточиться на определенной проблеме, поддерживают креативное направление мыслей. Использование креативных техник в ежедневной практике позволяет не только повысить творческую плодовитость человека, но и улучшить эффективность выполняемой работы в любой сфере деятельности.

Подробнее о техниках креативности читайте в разделе Креативные методики

Креативный класс

Осознание особой роли творчества в современном мире спровоцировало возникновение гипотез об особом классе людей, благодаря деятельности которых происходят значительные изменения в обществе. В первую очередь данные теории связаны с именем американского экономиста, социолога, профессора Ричарда Флориды. По его мнению, в 80-е годы появилась новая социальная группа, играющая большую роль в экономике и культуре крупных городов – «креативный класс». Флорида стремится обосновать, что там, где создается благоприятная среда для проживания творческих людей, начинают активно развиваться секторы экономики, связанные с новыми технологиями, а это приводит к невиданному экономическому росту. Флорида относит к креативному классу творческих профессионалов, занятых в креативном сегменте экономики, – специалистов, чья экономическая функция заключается в создании нематериальных активов, приносящих прибыль, – новых идей, новых технологий и нового креативного содержания.

В настоящее время этот термин не теряет своей актуальности, и некоторые отечественные исследователи делают попытки определить креативный класс в России. К примеру, политолог Андрей Окара считает, что в настоящее время в России круг людей, составляющих креативный класс, следует рассматривать гораздо  шире, чем это делает Ричард Флорида. К нему Окара причисляет всех тех, кто в пределах своей профессиональной или социальной деятельности является инноватором, генератором развития.

Определение «креативный класс» наиболее точно указывает на такие интегрирующие признаки его представителей, как интеллектуально-креативную деятельность и креативное отношение к жизни. Представителям креативного класса свойственны нестандартное мышление, способность рисковать, принимать эффективные решения в условиях неопределенности, творческие инсайты,  выход за пределы личностной заданности. Креативный класс, несомненно, стремится к  самоорганизации и саморазвитию. А при достижении критической массы креативный класс способен выступить реальным субъектом развития страны.

Таким образом, креативность в современном мире вбирает в себя

  1. личностное начало;
  2. творческий аспект в деятельности отдельной фирмы;
  3. стратегическое направление той или иной отрасли производства;
  4. образ жизни, творческие взаимоотношения людей различных профессий.
 
Поделись статьей с друзьями!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика