Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Психология творчества / Природа креативности / О креативности в современных терминах. Часть 1


Природа креативности

О креативности в современных терминах. Часть 1

О креативности в современных терминах. Часть 1.Надежда Калинина

Человек – это уникальное существо, способное целенаправленно преобразовывать и наполнять особыми смыслами окружающую реальность. Все, что создано руками человека от первых наскальных рисунков до шедевров мировой живописи, от хрупких хижин до  солидных небоскребов, есть результат его интеллектуально-творческой активности. Поэтому неудивительно, что проблема творчества волнует многие столетия философов и психологов, деятелей искусства и науки. 

В настоящее время, когда экономика переживает бурный рост влияния интеллектуальной составляющей труда, проблема креативности становится все актуальнее. Интерес к интеллектуально-творческим ресурсам человека в трудовой деятельности приводит к тому, что в настоящее время на страницах деловых журналов, книг и других публикаций появляется масса новых терминов и новых смыслов, связанных с понятием креативность. И одним из актуальных аспектов осмысления данного термина является сопоставление понятий «креативность» и «творчество».

Креативность и творчество

В обыденной жизни мы часто ставим знак равенства между понятиями «креативность» и «творчество», но это не совсем верно.  Слова «креативность», «креатив» привнесены в русский язык в 80-90-х гг. как калька с  английского от «creativity», «creative» (способность к творчеству, творческий), и первоначально употреблялись в бизнес-сообществе, постепенно переходя и в повседневный обиход.

Со временем проблемой творчество/креативность заинтересовались гуманитарные науки, в частности, культурология. Существует тенденция разделять творчество и креативность по сферам реализации. К примеру, творчеством занимаются художники, музыканты, поэты и т.д., а креативность свойственна более прикладным сферам: предпринимательству, науке. Но необходимо отметить, что проблема разграничения этих понятий существует лишь в русском языке, вернее, в культуре современной России. В зарубежной науке для обозначения совокупности мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению творчества, используется термин «креативность».  В переводе на русский язык «креативность» звучит как «творческость», что неблагозвучно, именно поэтому в русском языке закрепилась калька с английского термина. Таким образом, творчество обозначает процесс, приводящий к созданию нового, а креативность – это свойство  личности, потенциал человека. Прилагательные креативный и творческий, в связи с этим, в русском языке можно считать синонимичными.

Наиболее полное определение креативности, на наш взгляд, дал в 1974г. американский психолог Элис Пол Торренс: «Креативность – способность индивида к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность индивида к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей; чувствительность к дисгармонии имеющихся знаний».  Это определение можно сравнить с определением творчества, данным в психологическом словаре: «Творчество – деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей, имеющих социальную значимость. Определяется творческими возможностями личности – гибкостью ее интеллекта, развитым творческим воображением и интуицией, способностью преодолевать шаблонные стереотипы, высокой мотивацией к поиску нового, личностной потребностью к самоактуализации».  Как можно было заметить, некоторые пункты определений креативности и творчества (гибкость мышления, стремление к поиску нового, способность преодолевать шаблоны) совпадают, что свидетельствует о единой  природе данных явлений.

С течением времени креативность наполняется новыми смыслами. Ее становится все сложнее отделить от понятия творчества. Теперь креативность понимается не только как потенциал человека, но и как процесс раскрепощения творческих ресурсов личности. Психологами, специалистами по повышению квалификации и другими исследователями активно разрабатываются стадии креативного процесса.

Креатив ради креатива

В статьях, посвященных применению креативных технологий в различных сферах деятельности, все чаще можно столкнуться с выражением «креатив ради креатива» или «вредный креатив». Речь идет о тех случаях, когда производители креативного продукта делают ставку на принципиальную нестандартность, чтобы было «не как у всех», максимум оригинальности, необычности в ущерб практической необходимости.

Надо понимать, что «креатив ради креатива» – это в корне неверное название для явлений в современной деловой культуре. Креативность всегда направлена на решение конкретных жизненных или рабочих задач. А такой бессмысленный и бесцельный «креатив» – это либо незавершенный, недоработанный креативный продукт, либо графоманство, эпатаж, спекуляция творческими возможностями человека.

Таким образом, креативность – это потенциальная способность, процесс раскрепощения творческого потенциала человека, методика создания новых идей, призванных решать конкретные жизненные задачи.

Новые идеи, хорошие идеи

Не все оригинальные новые идеи одинаково полезны. «Существует разграничение на изолированные и креативные идеи» (Нельке, М. Техники креативности).

Изолированные идеи отличаются оригинальностью, нестандартным подходом, но они, как правило, бывают неосуществимы, либо затраты на их осуществление не оправдывают результаты.  Единственная их ценность заключается в новизне. Но эта новизна никак не соотносится с реальными возможностями человека или организации.

Креативные или хорошие идеи, помимо своей оригинальности, работают. То есть они реалистичны в своем осуществлении и затраты на их внедрение адекватны результатам, которые получит фирма впоследствии. Это обращает наше внимание на одно неизбежное обстоятельство: креативные идеи сегодняшнего дня, если они действительно были хороши,  завтра превращаются в стандартные решения. Таким образом, процесс разработки и внедрения креативных идей в бизнесе является бесконечным.

Продолжение следует…

(См. статью «О креативности в современных терминах. Часть 2»)

 
Поделись статьей с друзьями!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика