Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Психология творчества / Природа креативности / Креативность на автопилоте: миф или реальность?


Природа креативности

Креативность на автопилоте: миф или реальность?

Креативность на автопилотеНадежда Калинина

В настоящее время освоение творческого подхода в решении жизненных и рабочих задач стало не только необходимостью человека, но и одним из факторов конкурентного преимущества любого сообщества, фирмы, команды.  Основой существования и развития современного мира является информация. Уже в XX веке возвысилась и приобрела весомое значение в жизни общества целая плеяда  профессий, призванных не просто работать с информацией, но и управлять ею, создавать, преобразовывать в зависимости от целей: журналисты,  политики, рекламщики, PR-менеджеры, маркетологи и многие другие.

В XXI веке этот процесс освоения «информационных» профессий обществом продолжается, появляются все новые и новые специализации и области деятельности в этой сфере. Изменившаяся профессиональная парадигма общества предъявляет совершенно новые требования к культуре личности, к специалисту. И, пожалуй, самым главным требованием в настоящий момент стало наличие у человека не просто творческого потенциала (он есть у всех), а умение использовать, раскрывать этот творческий потенциал для решения конкретных задач. Иными словами, от профессионала XXI века требуется креативность.

Cледует также обратить внимание на две тенденции, которые развиваются в современном обществе, и если быть точнее, в современной деловой культуре. Во-первых, это тенденция к шаблонизации, автоматизации ежедневных рабочих практик: включить компьютер, проверить электронную почту, ответить на звонки клиентов, написать отчет – все это и многое другое зачастую делается на «автопилоте», рефлекторно. Вторая тенденция – беспрестанный поиск новых идей и нестандартных решений типичных задач.  В настоящее время в технике, искусстве, рекламе и других сферах деятельности уже столько всего создано, что все сложнее становится удивлять, привлекать к себе внимание общественности. А залог успеха большинства компаний, организаций, продуктов, услуг зависит как раз от количества привлеченных к себе клиентов. Причем творческий подход сейчас требуется не только от общепризнанных творческих профессий (журналист, рекламщик, специалист по PR), но и всех других специалистов: продавцов (найти подход к любому клиенту), инженеров (оптимизировать производство) и др.

Итак, в современной деловой культуре развиваются два абсолютно противоположных процесса: шаблонизация и тяготение к творческому подходу в работе.  Казалось бы, в данной ситуации рецепт только один: преодолеть функциональную фиксированность, искать новые решения старых проблем, отказаться от «спасительных» шаблонов. На самом деле современная жизнь ставит иную задачу: объединить эти две тенденции. И наиболее эффективным и гармоничным объединением может стать креативность каждой личности.

Креативность (от лат. сrео – творить, создавать или creatio – созидание, сотворение) – это способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Но понимание креативности не ограничивается данным определением. Креативность – это довольно сложное,  интегрирующее понятие.

В наше время слово «креативность» не просто широко употребляется, во многих случаях им злоупотребляют. И происходит это из-за банального  непонимания термина. Особенно сложно с этим словом русскому человеку, так как он относительно недавно с ним познакомился. Подробнее о термине «креативность» читайте в статье «О креативности в современных терминах».

Креативность на автопилоте

Как уже было сказано выше, в современной деловой культуре развивается два процесса: шаблонизация каждодневных рабочих практик и творческий подход к решению проблем. Это вполне закономерные и объективные процессы, в которых бессмысленно выделять «хороших» и «плохих». По большому счету современные корпорации требуют от профессионала креативности на автопилоте. Не бездумной и бесцельной креативности, а естественной и рефлекторной. От человека требуется работать творчески всегда, вне зависимости от должности,  дня недели, времени суток и объема работы. Именно это подразумевают работодатели, указывая в требованиях к работникам пункт – креативное мышление или креативность.

Подобный стиль работы под силу воспитать в себе каждому человеку. Существует несколько классификаций фаз креативного процесса. Рассмотрим вариант Энди Грина, известного британского PR-специалиста и теоретика креативных техник.

1. Информация. Формулировка задачи, сбор информации, полезной для решения сформулированной проблемы.

2. Инкубация. Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет, смена вида деятельности.

3. Озарение.  Интуитивное проникновение в суть задачи, момент вдохновения и неожиданного прозрения.

4. Интеграция. Объединение всех идей по поводу данной проблемы, шлифовка и совершенствование полученного результата.

5. Иллюстрация. Фаза презентации идеи.

Каждый из нас, решая проблемы творчески, не по шаблону, проходил эти фазы креативного процесса. Пишем ли мы научную статью или решаем, что приготовить на ужин, если мы используем свою креативность, нам придется остановиться на каждой из этих фаз. Будет эта остановка длиной в несколько секунд, часов, дней, быть может, лет, зависит от многих обстоятельств. Но чем больше раскрыт творческий потенциал человека, тем быстрее получается генерировать новые идеи. Существует множество методик развития и тренировки креативности человека. Любой процесс со временем начинает выполняться автоматически, если мы усваиваем основные этапы его осуществления. Важно, что мы можем приучить себя думать креативно раз и навсегда, как научится ездить на велосипеде,  с той оговоркой, что необходимы регулярные тренировки, но и для побед в велосипедных гонках так же нужно тренироваться. Воспитать в себе креативность на автопилоте, которая так актуальна и востребована в современном мире, задача каждого человека, желающего нести гордое звание Профессионал XXI века.

 
Поделись статьей с друзьями!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика