Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Мировоззрение / Мифология / Американская "философия успеха" в современном обществе


Мифология

Американская "философия успеха" в современном обществе

Екатерина Кадышева

Американская "философия успеха" в современном обществе Проблемы гуманитаристики сегодня привлекают к себе всё больше внимания. Третья информационная революция открыла новую эпоху в общении между людьми. Возможность формирования единого коммуникационного пространства в считанные годы сделала термин «глобализация» необычайно популярным. Но изменение социокультурной обстановки привело к неоднозначным последствиям: неограниченные блага массового общества, стимулируя процесс потребления, сделали человека зависимым от материального мира. Угроза потери обществом жизненных ориентиров, погоня за успехом и обезличенность человека - вот проблемы, вставшие в полный рост в обществе массового потребления XXI века.

Не секрет, что на протяжении уже почти целого столетия именно Соединённые Штаты Америки диктуют направление развития современной цивилизации, широко пропагандируя американские ценности по всему миру. Сегодня практически нет сомнений в том, что в основе ценностей американского общества лежит либерализм Джона Локка, основанный на абсолютной свободе и получивший воплощение в так называемом «американском образе жизни». Утверждая тем самым концепцию счастья, Америка для многих стала символом демократии и справедливости. Так было положено начало формированию американских амбиций, которые с таким успехом подхватила стремительно развивающаяся цивилизация.

Существующие культурологические источники расходятся в оценке не только количества перечисляемых американских ценностей, но и их приоритетного положения. Однако важно отметить: какие бы ценности ни отражались в американских фильмах или средствах массовой информации, не вызывает сомнения тот факт, что именно «философия успеха» в совокупности с потребительской психологией является для американцев наивысшей ценностью, начиная уже с 1980-х годов прошлого столетия.

С раннего детства ребёнка учат всегда и везде добиваться успеха. Практичность, рационализм и расчёт являются в данном случае неотъемлемыми атрибутами сначала юности, а потом и всей жизни. Ещё Маргарет Мид, изучая в начале 60-х американских подростков, отмечала: «Стыд, пожалуй, сильнее всего ощущается в связи с неудачей родителей, которые не преуспели, либо, что совсем невыносимо, начали опускаться по социальной лестнице. Жизненная неудача осуждается ими как непростительный грех, что оказывается даже сильнее, чем нарушение десяти заповедей». Неудивительно, что в данном контексте всегда и во всём отличительной чертой американского образа жизни является его зависимость от денежного капитала: стимулом американской жизни были и остались деньги.

Ещё в начале XX века английский исследователь В. Джемс был уверен, что «каждый человек - кузнец собственного счастья», и только американская реальность может дать каждому по-настоящему равные возможности для развития и достижения успеха. На эту идею опирались реклама, пропаганда, американское кино с его «happy-end-ом» и вся американская психология. К сожалению, за этими, казалось бы, важными для человека ценностями, ведущими к успеху, скрывалась философия потребителя, живущего по закону «чем больше, тем лучше». Объявив материализм определяющим фактором жизни, правительство Соединённых Штатов само поощряло людей, готовых пойти на всё ради собственной выгоды. И далеко не случайно, что одно из самых противоречивых явлений действительности, яппизм, появилось именно в Америке.

Понятие «яппи» (буквально «молодой городской профессионал») возникло в США в начале 1980-х годов как антитеза коллективизму и праздному времяпрепровождению. Хорошо образованные и рационально мыслящие, яппи без труда зарабатывали свои первые миллионы уже к двадцати годам, окружая себя всевозможной роскошью. Активно выступая за индивидуализм и прогресс отдельной личности, «молодые профессионалы» отказывались от семьи (в традиционном понимании) в пользу «свободных» отношений. Очень скоро подобное поведение привело не только к стиранию гендерных ролей и отсутствию межличностных  связей, но и к презрению  основных норм морали и нравственности. Субкультура яппи стала ярчайшим примером философии  общества потребления.

Однако при анализе современной Америки, становится очевидным одно: активная пропаганда «новой жизненной философии», ориентированной только на успех, породила немало проблем, связанных с поиском духовных и нравственных ориентиров. Даже война в Ираке, начатая с целью уничтожения ядерного оружия, превратилась в битву за ресурсы, погубив тысячи невинных жизней. Всё это не могло не отразиться в американских ценностях. Породив ощущение «полноты» бытия, «философия успеха», выработанная обществом массового потребления, сделала личность ещё более несчастной, лишив её главной ценности - свободы.

События последних лет привели к осознанию иллюзорности этих идей и пониманию того, что рядовой американец - не субъект, самостоятельно определяющий свою судьбу, но лишь объект планов, выработанных другими. Когда карьера и деньги играют всё большую роль, а современность ограничивает потребление необходимостью решать более важные жизненные проблемы, потребительская философия должна уйти на второй план.

 
Поделись статьей с друзьями!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика