Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Мировоззрение / Картины мира в истории / Философские идеалы эпохи Просвещения


Картины мира в истории

Философские идеалы эпохи Просвещения

Мировоззрение эпохи ПросвещенияЭпоха Просвещения (конец XVII - начало XIX вв.) продолжает, развивает, а во многом и преодолевает мировоззрение эпохи Возрождения.

Безоговорочная вера в прогресс и в возможность познания мира посредством разума – вот основные идеалы эпохи просвещения. Традиционные принципы рационализма находят свое дальнейшее развитие в эпоху Просвещения. При этом выдвигаются идеи принципиально новые, основанные на критике исследований Р.Декарта и других философов, метафизические выводы которых были, по мнению идеологов Просвещения, чересчур умозрительны и оторваны от науки и практики.


Просвещение, как комплекс мировоззренческих установок, получило широкое распространение в Европе, особенно хорошо новые идеалы были приняты во Франции. Среди наиболее ярких представителей этого течения можно выделить Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Ш.Монтескье, Вольтера, К.Гельвеция, А.Смита, А.Шефтсбери, Г.Лессинга, Х.Вольфа. Эти ученые-философы в своих трудах делали основной упор на принципы науки и  философии материализма, подвергая критике религиозные представления о мире. Французские атеизм и материализм, явившиеся следствием эпохи, подготовили почву для дальнейшего развития идей социализма. Человек в эпоху просвещения, следуя принципам ее идеологов, должен был научиться использовать свой разум, анализировать и оценивать события, происходящие не только в его частной жизни, но и в жизни политической и социальной. Поэтому представители течения не просто занимались исследованием проблем науки и философского мышления, но и огромное значение придавали практической части своих трудов – просвещению своих сограждан.

Чтобы использовать свой разум, необходимо обладать достаточным мужеством, считали идеологи Просвещения. Безграничная вера в силу  человеческого разума предполагала возможность улучшения условий жизни человека, изменений в социальной и политической сферах. В эту эпоху появляется понятие «естественный человек», осознается необходимость защиты гражданских прав, возникают специфические течения, основанные на стыке научных и религиозных взглядов – деизм, пантеизм и другие.

При этом следует отметить, как именно представители Просвещения трактовали понятие разум. Прежде всего, разум зависит от опыта. Поэтому особую роль просветители отводили образованию, развитию критического мышления как способности постигать законы существования этого мира. Разум дает только возможность познания истины, не всякий, обладающий разумом, в состоянии постичь тайны вселенной. Разум является помощником в этом деле, позволяет классифицировать предметы и явления и выявлять взаимосвязи между происходящими событиями с опорой на предыдущий опыт. Именно опыт, а не комплекс мировоззренческих или философских установок, должен лежать в основе познания и понимания мира. Это положение существенно поднимало статус науки в обществе, отводя религиозным представлениям второе место.

Человек в эпоху просвещения, по представлениям мыслителей, должен стать «совершеннолетним», существом разумным, должен преодолеть узость чисто религиозного мышления и выйти на новый уровень осознания реальности. Все, что делается человеком в его повседневной жизни, должно быть осмыслено и освещено светом разума.

Таким образом, идеалы эпохи просвещения предполагали широкое распространение научных знаний и образования. Особенно важным считалось просвещение и образование будущих правителей и людей, приближенных к государственной власти.

 
Поделись статьей с друзьями!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика