Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Мировоззрение / Картины мира в истории / Мировоззрение эпохи модерна


Картины мира в истории

Мировоззрение эпохи модерна

Мировоззрение эпохи модернаЭпоха индустриального общества, характеризующаяся бурным развитием экономики и промышленности с упором на производство и урбанизацию, имела разные временные границы для разных стран. Например, Англия вступила на этот путь еще в конце XVII – начале XVIII веков, в России необходимые условия сформировались лишь к концу XIX века. В целом об эпохе индустриального общества, наступившей после падения феодализма, можно говорить, начиная с XX века.

 Для западноевропейских стран, которые встали на путь капиталистического развития, основной упор в этот период делается на частную собственность как основную форму производственной деятельности. Восточная Европа, страны Азии и Россия избирают иной путь развития, при котором основная собственность находится в руках государства, выступающего монополистом на внутреннем рынке производства. В последствие такая форма социально-экономического развития получает название социалистической. Несмотря на все различия в плане экономики, производства и социальной политики этих двух лагерей, в плане мировоззрения вся эпоха индустриального общества XX века представляет собой единую эпоху модерна (термин появился позднее).

Рассмотрим несколько основных положений философии модерна.

1. Развитие мира носит линейный характер.

В эпоху модерна было принято считать, что разные страны проходят в своем развитии одни и те же этапы. Некоторые страны вырвались вперед (таковыми считали себя Америка и страны Европы), другие отстали в своем развитии и нуждались в помощи со стороны первых. Такой подход способствовал развитию империализма, колониальных и неоколониальных идей.

Предполагалось, что отсталые страны (а это, прежде всего, страны Африки и Латинской Америки) должны отказаться от своей  культуры и приобщиться к прогрессивной культуре Европы. Экономика таких государств также должна находиться под контролем более развитых стран, поэтому метрополия жестко контролирует рынок сбыта своих колоний, заполняя его продукцией западного и американского производства.

В СССР эта модель имела свои особенности. Был создан миф о «великом русском народе», который должен объединить и сплотить народы Кавказа, соседних азиатских стран, а также примирить внутри страны представителей различных народностей.

2. Вера в прогресс.

Философия модерна по-своему трактовала понятие прогресса. Считалось, что все человечество, развиваясь от этапа к этапу, проходит по пути прогресса. Новое, более современное приходит на место старого, отжившего, и это новое априори считается лучшим. Такой подход был актуален во всех сферах общественной жизни. В культуре это проявляется тем, что разрушаются памятники предыдущих эпох. В частной жизни – желанием следовать моде, которая все время преподносит что-нибудь новенькое. Люди избавляются от старой мебели и предметов интерьера, заменяя их последними новинками, которые через некоторое время также будут заменены на более современные и передовые. Конфликт отцов и детей эпоха модерна ставит особенно остро – каждое молодое поколение создает свои субкультуры, которые не находят понимания у старшего поколения.

3. Достижимость «светлого будущего».

Считалось, что прогресс и социально-экономическое развитие неизбежно ведут общество к «светлому будущему», наступление которого решит все стоящие перед человечеством проблемы и откроет каждому дорогу к счастью. Эта идея культивировалась, прежде всего, государством. В массовое сознание вводились идеи подобного рода: пусть сегодня у нас не все гладко и существует немало социальных, политических, экономических и культурных проблем, все они будут решены в будущем, ради которого можно потерпеть; необходимо поработать на будущее счастье, прежде всего на будущее своих детей.

Такой образ мышления был характерен не только для Советского союза, но и для развитых буржуазных стран. Ущемление себя сегодня ради сытой и счастливой жизни завтра – такой девиз был руководством к действию для европейцев и американцев, точно также как и для советских граждан.

4. Познаваемость мира.

Помимо веры в прогресс и «светлое будущее» эпоха модерна возлагала большие надежды на современную науку. Считалось, что все тайны бытия, во-первых, можно разгадать, а, во-вторых, со дня на день непременно так и произойдет. Наука сможет решить все проблемы, стоящие перед человеком: ее достижения создадут оптимальные условия для комфортной жизни, не останется болезней, которые считаются неизлечимыми.

Особый статус приобретает ученый-практик, который дает прямые рекомендации по немедленному улучшению жизни.

5. Миром возможно управлять.

Философия модерна культивировала идею об управляемости мира. Исходя из того, что мир познаваем, делался вывод о возможности управления жизнью посредством открытых научных закономерностей. Выяснив, какие принципы лежат в основе жизни и развития общества, можно создать универсальную модель жизни для любого человека.

Знаковым моментом в эпоху модерна является изобретение конвейера. Стремление поставить производство на поток, наполнить рынок однотипными, но необходимыми и оптимальными продуктами, – все это принуждало человека подстраиваться под навязываемые ему модели всеобщего счастья. В связи с этим усиливается роль государства, как субъекта, контролирующего данный процесс.

Например, в СССР шла целенаправленная борьба за универсальность следующим образом. Любое отклонение от принятой нормы, будь то длинные волосы, одежда на западный манер или увлечение иностранной рок-музыкой, осуждалось и жестоко пресекалось. Работой с такими подростками (а стремилась к индивидуальности, прежде всего, молодежь) занималась школа и различные общественные организации.

6. Стремление к единообразию.

Массовое промышленное производство эпохи индустриального общества создавало модель мышления, в основе которой лежит мысль об универсальности. Так, считалось, что национальная самобытная культура является пережитками прошлого и свидетельством отсталости народа. Впоследствии должна быть создана единая общемировая универсальная культура. Эта тенденция лежит в основе стремления сделать английский язык мировым, эталонным.

Многие языки в эпоху модерна подвергаются настоящей атаке: словарный состав не просто пополняется неологизмами, пришедшими из английского языка, но происходят множественные заимствования английских слов и выражений в чистом виде, без перевода. В пределах Советского союза главным языком объявляется русский, что вынуждает представителей малых народов владеть русским в таком же совершенстве, как и родным языком.

В целом, тенденция единообразия проявилась как стремление к глобализации и выработке универсальных моделей во всех сферах жизни человека: единые стандарты производства продуктов, нормы поведения, мода на одежду, мебель, музыку и др.

 
Поделись статьей с друзьями!

Комментарии  

 
+2 #2 Ё 19.08.2013 19:21
Автор явный русофоб :lol:
Цитировать
 
 
0 #1 Алексей 16.09.2012 20:52
а кто автор?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика