Добавить в избранное Карта сайта
 
Главная / Мировоззрение / Картины мира в истории / Человек эпохи барокко


Картины мира в истории

Человек эпохи барокко

Человек эпохи бароккоПри мысли о времени барокко всегда возникают в памяти великолепные дворцы, украшенные барельефами и скульптурами, изобилие архитектурных решений, лепнина в украшении убранства дворцов, фонтаны и фейерверки, карнавалы и развлечения. Время барокко пришло после эпохи Возрождения и олицетворяло силу и красоту форм и тела человека. Человек эпохи барокко был приверженцем роскоши. Мужчины носили парики, изрядно душились, а женщины сооружали на голове немыслимые прически, расшивали юбки и носили корсеты. Запрет на проявление естественной природы, спонтанности в поведении был естественен для той общественности, пережившей эпохe средневековья. В эту пышную эпоху родились и творили такие композиторы, как Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди, мыслители Блез Паскаль и Рене Декарт, Галилео Галилей, Карл Линней.

Время барокко позволило развиваться таким наукам, как анатомия, биология, проводить опыты, поскольку церковь запрещала их изучение, считая все населяющие землю объекты созданиями Бога. С конца XVI до начала XVIII века в Западной Европе происходят междоусобные войны, эпидемии чумы, религиозные конфликты, продажа индульгенций, что вызывает в человеке времени барокко чувство растерянности, рождаются сомнения, суеверия и страхи.

Раскол в Церкви Европы привел к образованию католического и протестантского направлений. Человек эпохи барокко искал новую внутреннюю опору. Понимание Бога, как Творца, который направлял все действия и поступки, пришло в упадок. Время барокко создало новую модель понимания Божественного. Бог рассматривался как Творец всего насущного, а управлять, всем живым и неживым, на земле призван человек. В эпоху барокко человек сам должен был  найти путь к самому себе и к Небу. Человек эпохи барокко задавался извечным вопросом о смысле жизни и собственном предназначении. Сильные духом люди находили опору в сохранении своей веры в Бога. Все переживания, терзания человека в эпоху барокко отразились в литературе и искусстве в образах «фортуны», определяющей путь жизни человека.

Время барокко характеризуется активным освоением и прокладыванием новых путей к овладению колониями. Великая Англия смогла завоевать колонии и в Старом и Новом свете, определив собственное господство. Демонстрирование власти и мощи государства формировало активность к совершению великих дел и простому человеку. Человек эпохи барокко утверждал собственную значимость во всем, что требовало подтверждения в  обладании властью и богатством. Историки, зачастую отмечают наличие разорительных празднеств и ведение театральных действ, карнавалов, продолжающихся несколько дней.

Внутренняя жизнь человека эпохи барокко протекала тихо, и изрядно маскировалась под пышными нарядами. Жизнь человека времени барокко олицетворяла театральность, искусственность проживания времени. Объединение противоречий стало основой времени барокко. Восприятие мира воспринималось в понимании материального и духовного, анализе природного и божественного начала в человеке, объединении разума и чувств.

В живописи, скульптуре великие мастера Микеланджело Меризи-Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Аннибале Карраччи, Гвидо Рени создавали картины на религиозные сюжеты, которые напоминали реалистичные сцены жизни. Созданный контраст определял переход от времени позднего периода античности к Новому времени. Герои картин располагались в полумраке, и только лучи света выделяли выразительные жесты персонажей.

Для архитектуры времени барокко характерны единоначалие сооружений и их украшение скульптурами  и криволинейными формами. Встречающиеся колоннады, изобилия скульптур на фасадах и в домашних интерьерах, а также рустованных колонн и пилястры. Купола создавались сложных форм, зачастую многоярусными, примером таких куполов является собор Св. Петра в Риме.

Известный физиолог и мыслитель Рене Декарт утверждал, что единство мира находится в разуме человека. Английский философ Томас Гоббс определил материальность всего сущего на земле, в том числе и души человека. Нидерланский философ Бенедикт Спиноза определил понимание, как начало согласия духовного и материального миров. Мишель Монтень определил жизнь, как вместилище блага и зла. Главный принцип философии Рене Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» стал девизом эпохи и определил вектор развития будущего. Взлет научной и философской мысли привел к формированию контрастности, напряжённости, динамичности образов, стремлениям к величию и пышности, а также к совмещению реальности и иллюзии, объединения направлений искусств. Примерами являются создание городских и дворцово-парковые ансамблей, появлении оперы и культовой музыки. Появление новых жанров - кончерто гроссо, сонаты, сюиты в инструментальной музыке, ставшей классической для современного человека. Мировоззренческие основы времени барокко сложились, как результат потрясений вследствие учения польского астронома Н. Коперника. Человек эпохи барокко стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению французского математика и физика Б. Паскаля.

Человек эпохи барокко определил вектор развития мысли в сторону понимания разума и сознания. Но всегда возникает другой вопрос: а могла ли другая философская парадигма стать основой – и понимаем, что нет. Ведь если длительное время блокировать изучение человека и вводить множество запретов и ограничений, то в результате всё равно произойдет смена режима и воссоздания понимания уникальности человеческого бытия. Время барокко создало предпосылки для объединения рационального и метафизического опыта и божественной природы. Оформление понимания разума человека не только как вместилища религиозных учений, но и первоосновы существования человека.

Стиль барокко получил распространение в таких странах, как Испания, Германия, Бельгия, Нидерланды, Россия, Франция, Латинская Америка. Наиболее популярным является памятник архитектуры - собор в Сантьяго-де-Компостела, который стал наиболее почитаемы храмом Испании.

Время Барокко в истории европейской культуры стало фундаментом для появления нового искусства, новой этики и новой науки. Человек эпохи Барокко – это человек, способный чувствовать и страдать, который обладает мышлением и воображением.

 
Поделись статьей с друзьями!

Комментарии  

 
+9 #2 николай 19.05.2013 13:16
Простите, тут сказано, что эпоха классицизма предшествовала барокко. Но ведь это нонсенс! :-x
Цитировать
 
 
-2 #1 фыфывфывув 27.11.2012 19:20
:cry: :o :zzz :zzz
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить



Яндекс.Метрика