Прихоти или психологическая травма: как понять, что ребенку нужна помощь

[the_ad_placement id=»before-content»]Внимательные родители сразу видят изменения в поведении ребенка и пытаются выяснить причину. Однако очень часто психологическая травма носит скрытый характер. Как определить психологическую травму у ребенка и что делать родителям — об этом в нашей статье.

Она может маскироваться под прихоти, замкнутый поведение, вялость, или, наоборот, агрессию. Родителям важно вовремя понять, что с ребенком происходит что-то неладное, помочь справиться с психологической травмой у ребенка своими силами или обратиться к психологу.

Детские психологические травмы переживают много: ребенка может травмировать развода, когда семья становится неполной, или смерть близкого человека (бабушки или дедушки). К психологической травмы у ребенка приводят систематическое жестокое обращение или пренебрежение: домашнее насилие, школьная травля.

Также и пребывания в травмированном окружении — это из-травматизация. Даже ситуация переезда может стать причиной детской травмы — он еще слишком мал, чтобы принять его адекватно.

Первыми признаками травмы является нарушение сна и игрового поведения. Если ребенок плохо спит, его мучают кошмары, если в игре повторяются одни и те же действия, родителям важно понять, что его беспокоит, и приложить усилия, чтобы не сформировалась психологическая травма у ребенка.

Психологи выделяют 3 группы симптомов травмы
Симптомы вторжения. Это либо нахлынули воспоминания, которые парализуют »ребенка, или ночные кошмары
Избегания. Дети избегают предметов, напоминающих болезненные события, и мест, похожих на место, где оно произошло. Например, если ребенок попадал в ДТП, он будет избегать переходов и плакать, когда нужно переходить улицу.
Психофизическая активация. Симптомы активации: повышенная раздражительность, утомляемость, ухудшение успеваемости в школе, памяти. Дети могут становиться агрессивными, очень тревожными, пугливыми, у них поверхностный сон, и от любого шороха наступает пробуждение.
В некоторых проявлениях дети очень похожи на взрослых в своей реакции на травму. На любую экстремальную ситуацию мы реагируем приступом или страхом. Это поведенческие реакции.

Иногда человек замирает и даже ничего сказать не может, когда происходит что-то травмирующее, у него может что-то упасть из рук в такой момент. Такие механизмы реакции на опасность и угрозу сформировались еще в рептилий и насекомых: замирать в случае опасности, имитируя смерть.

И только у человека есть такая форма реакции на стресс, как социальное взаимодействие. Это тоже вариант поведения.

Если мы распознаем ситуацию как новую, но безопасную, мы склонны искать новые пути решения через социальное взаимодействие как контакт с другим. Другой биологически «заражается» нашим стрессом и помогает нам преодолеть.

Суть психологической помощи в том, что психолог подходит к потерпевшему и спокойным голосом (с уверенностью в возможности решения проблемы) создает такое поле для потерпевшего, чтобы он, несмотря на стресс, мог преодолеть проблемы социально.

Симптомы стресса и травм у детей имеют ряд своих особенностей. Это могут быть:

нарушение сна
нарушения аппетита
регресс в развитии (ночное недержание мочи, сосание большого пальца)
страх разлуки с родителями
Травмированный ребенок постоянно испытывает страх и тревогу, он как бы отключается от реальности и снова находится в травматизирующих событие.

Если ребенок стал непослушным, агрессивным, злым, или, наоборот, трусливым, тревожным, неуверенным — это своего рода «звоночек» родителям нужно работать с травмой.

Если возникают проблемы в обучении у школьников — ребенок становится задирой, двоечником, не способным учиться — это тоже может быть следствием травмы. Если он беспричинно смеется, бьется, игнорирует замечания, кривляется — то же самое.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *